top of page

Глава 37. Где и как  заниматься при аутизме при подтвержденном диагнозе

Фото автора: Леонид БиттерлихЛеонид Биттерлих

Где и как заниматься при аутизме при подтвержденном диагнозе


Где и как заниматься с аутистом

- ответ содержится в этой главе. Независмо от того, установлен ли диагноз аутизма официально или вы сами его диагностировали с помощью этой моей книги и моей книги по развитию детей, в любом случае надо начинать заниматься с ребенком. Или продолжать занятия по-новому, если вы занимались с ним по главе 35.

В главе 36 изложены наиболее распространенные методики  занятий (психолого-педагогического лечения) аутизма и то, какую реальную эффективность от них следует ожидать. Я не буду пересказывать эту главу, но изложу вам несколько выводов из нее. 

Во-первых, нет такого метода лечения аутизма, который бы гарантировал успех конкретно у вашего ребенка. Этим лечение аутизма отличается, например, от лечения менингита. При менингите, если  применить антибиотик, то ребенок выздоровеет, и чаще всего полностью, а если не применить, то умрет или останется инвалидом. При аутизме такой четкой связи между лечением и исходом – нет.

Кроме того, в медицине существует следующая общая закономерность: если предлагается большое количество методик для лечения одного (любого) заболевания, то ни одна из этих методик не гарантирует успеха. Это верно и для аутизма. Поэтому  не следует всеми силами стараться попасть в дорогой или отдаленный центр для лечения аутизма после того, как вы прочитали статью об особой эффективности используемой в нем методики или его расхвалили на форуме в интернете. Чудес в лечении аутизма нет и в ближайшее время не предвидится.

Во-вторых, аутизм – это не беременность, которой не может быть меньше или больше. Аутизма у вашего ребенка может быть больше или меньше. А именно, больше или меньше самих аутистических отклонений и их выраженности. А также, может быть большая или меньшая доля (процент) аутизма  в структуре всех двигательных, психических и речевых отклонений у вашего ребенка

Поэтому в большинстве случаев аутизм вашего ребенка - это только часть проблемы на фоне задержки развития. Поэтому независимо от официальной формулировки диагноза начните с того, что вам доступно по месту жительства: с лечебного  учреждения с наличием психолога и логопеда, спецгруппы в детском садике.

Используйте возможности бесплатной медицины или социальных служб.

Маловероятно, но возможно, что в вашем городе есть бесплатные центры по лечению аутизма. Если такие услуги по психолого-педагогическому лечению аутизма в вашем городе предлагаются бесплатно, то «дареному коню в зубы не смотрят». И не столь важно, какую именно методику там используют.  Как я уже писал ранее, в том случае, когда для лечения одного заболевания предлагается большое количество разных методик с доказанной эффективностью, то большого разрыва в эффективности между ними нет. И в случаях с аутизмом успех часто зависит от энтузиазма тераписта, от его чувства ответственности и личного опыта работы с детьми вообще, а не от прохождения теоретического, в основном,  учебного курса по терапии аутизма.

Если же таких услуг поблизости нет, то начните с того, что вам доступно по месту жительства.

 Если в вашем городе есть специализированный детский садик для детей с проблемами развития и двигательными нарушениями, то постарайтесь определить ребенка туда. Даже если вы считаете, что ваш ребенок лучше, чем другие дети в этом саду. Пусть сначала с ребенком занимаются психолог, логопед, воспитатели широкого профиля, сталкивающиеся повседневно с самыми различными  отклонениями в развитии детей. Активно спрашивайте у них совета, просите, чтобы они давали вам задания по работе с ребенком в домашних условиях.

Дело в том, что специальные занятия (поведенческая и другая терапия)  при аутизме применяются в сочетании (параллельно, одновременно) с занятиями по улучшению мелкой  и  крупной  моторики,  зрительно-моторной координации, улучшению двигательного развития, по устранению  различных сенсорных, чувствительных расстройств. В таком комплексном лечении аутизма могут участвовать «обычные» логопеды, специалисты по лечебной физкультуре, педагоги-дефектологи. То есть, значительная  часть работы в ребенком-аутистом не специфична именно для аутизма и не требует обучения специалистов по особым методикам, перечисленным в главе 36. 

Специалистами по леченой физкультуре, параллельно с формированием зрительно-ручной координации и различных ощущений,  проводится работа по развитию мелкой моторики.

Для развития  речи логопедом используются приспособленные к детскому аутизму методические приемы, которые позволяют учитывать как негативизм детей, так и особенности их речевой патологии.

Такая совместная работа специалистов возможна во многих городских и областных Центрах медико-социальной реабилитации. В случае принадлежности к немедицинскому ведомству они могут называться Центрами социальной реабилитации для детей.

Иногда возможности для работы с детьми с аутизмом имеются и в неврологических или психоневрологических отделениях (например, в том, которым я заведовал).    Однако возможности отделений в больницах обычно ограничены небольшим количеством сотрудников (психолог, логопед, методист ЛФК) и ограниченной длительностью пребывания в отделении.

Дополняйте работу этих специалистов своими занятиями из этой книги, сообщайте специалистам перечень специфических аутистических отклонений у вашего ребенка после вашего изучения глав из первого раздела этой книги. Многие из психологов-дефектологов интересуются проблемами аутизма и все больше начинают применять специальные техники по аутизму в своей работе.

В государственных реабилитационных и лечебных учреждениях могут быть  кабинеты сенсорной интеграции (т.н. «сенсорные комнаты»). Распространённой технологией сенсорной интеграции являются кабинеты Снузелен терапии. Они оборудованы разнообразными тренажерами и аппаратурой для осуществления одновременного воздействия на разные органы чувств человека. По мнению авторов,  ребенок с задержками и нарушением развития недостаточно интегрирует (объединяет, соединяет) сенсорную информацию от различных органов чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и ощупывание). Это нарушение вносит свой вклад в его  непонимание окружающего мира. Занятия в сенсорной комнате по мнению авторов технологии помогают развитию чувственного восприятия, речи и психики.

Если у вас нет возможности бесплатного посещения занятий в сенсорной комнате, то я советую не тратить деньги на платное посещение  и тем более не ехать в другой город для лечения только этой методикой. Дело в том, что мета-анализы доказательной медицины показали слабую эффективность этой методики («сенсорной комнаты») именно при аутизме.     Вместе с тем, она может быть полезной при сопутствующих аутизму нарушениях мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия и способствовать общему психическому развитию ребенка. Более подробно о показаниях и побочных эффектах сенсорной интеграции я рассказал в конце главы 36.

Поиск специалиста для занятий при аутизме.

Проблемы поиска специалиста по занятиям (поведенческой терапии и другим методикам) нет - если в вашем городе есть бесплатный центр по аутизму. Тут как говорится - у даренного  коня зубы не смотрят». Хотя все таки в данном случае смотрят, и возможно стоит доплатить «правильному» специалисту за дополнительные занятия. Или вообще нанять платного, если настоящая поведенческая терапия в центре не проводится.   

Если вы начнете поиск специалиста по аутизму в интернете, то большинство увиденных там предложений вам не подойдет.  Так как вам нужен специалист по занятиям при аутизме, а не невролог, психотерапевт или психиатр, в общем - не врач.   

Вам нужен специалист, у которого в кабинете на стене висит диплом о  высшем образовании психолога ил педагога-дефектолога. И только как дополнение к такому диплому сертификат о его подготовке-обучении, как специалиста по терапии-занятиям при аутизме. Такой специалист может назваться поведенческим терапевтом или просто терапистом.

 Нейропсихолог и клинический психолог - в традиционном понимании - это специалист с дипломом высшего образования по этим специальностям. В классическом значении это специальности по диагностике нарушений деятельности различных участков коры головного мозга. Хотя такой специалист обладает достаточным базовым образованием, чтобы получить дополнительную подготовку по занятий  по аутизму и работать вс вашим ребенком..

Тот специалист, который вам нужен, может называться «специалист по поведенческой терапии аутизма». Но если вы будете искать «поведенческого терапевта», то найдете специалиста не по поведенческой терапии аутизма, а  психолога или врача-психотерапевта КПТ.

 КПТ - это когнитивно-поведенческая терапия для лечения неврозов и некоторых психических расстройств. При аутизме она может помочь только для уменьшения и устранения невротических  проблем (тревожность, депрессия, гнев, агрессия) у достаточно контактных взрослых аутистов  или в старшем детском возрасте.

Больше всего нужных результатов вы найдете, если вы введете в браузере-поисковике термин специалиста по АБА - терапии.

 

Центры и клиники по аутизму.

Хотя вашему ребенку для занятий нужен только поведенческий терапевт по аутизму, вряд ли вы найдете такое индивидуальное предложение.  Зато масса предложений и рекламы со стороны различных центров, клиник и даже «институтов» по платному лечению аутизма.

Мой просмотр платных центров и клиник  в интернете показал, что было бы лучше всего, если бы вам удалось найти просто кабинет по лечению аутизма или вообще конкретного специалиста.

Дело а том, что на одних занятиях поведенческой терапии  эти клиники и центры ничего не заработают. Потому что занятия такого специалиста стоит дорого. Хотя большая цена оправдана только тогда, когда такие занятия проводятся добросовестно.

Поэтому реальные доходы эти центры имеют на модных методиках с отсутствием эффекта при аутизме - Томатис, БАК, транскраниальная микрополяризация,  массаж, рефлексотерапия, остеопатия и множестве других. А в лучшем случае зарабатывают а методиках с сомнительной эффективностью при аутизме. Это арттерапия, музыкальная терапия, сенсорная интеграция и другие. Смотрите о последних в главе 36.

Дополнительный доход - это проведение ненужных исследований (например ЭЭГ) или откаты от «дружественных» лабораторий за назначение ненужных анализов - см. главу

Вишенка на торте - это консультация нутрициолога или врача Центра с вашими расходами не только на консультацию, но и на сомнительные неэффективные БАДы.

Если к этому прибавить добросовестные занятиями по методике поведенческой терапии хотя бы несколько раз в неделю, а не в каждый будний день,  и в формате один к одному, когда специалист занимается только с вашим ребенком, то получается неподъемная для родителей сумма.

       И они не пойдут в такой центр и он прогорит. Поэтому в таких центрах занятия по единственно эффективному при аутизме лечению занятиями  если и проводятся, то не постоянно, а курсами. И  после всего нескольких посещений индивидуальные занятия сменяются групповыми.

И если в таком центре работает действительно «классный» специалист поведенческой терапии, то я посоветовал бы вам договориться с ней(ним) об индивидуальных занятиях у Вас на дому. Даже если в этом центре можно избежать использования и оплаты того, что вам не нужно.

Занятия на дому не только удобнее по логистике для Вас, но и лучше для ребенка, так как современные естественные натуральные методы поведенческой терапии (см. главу 36), приспособлены именно к домашней среде.

Могут быть проблемы с логистикой для специалиста, но с этим можно договориться, так как специалист в учреждении обычно получает менее  50 процентов из того, что вы там платите за его работу.

 

Каким не должен быть ваш специалист для занятий с ребенком.

Начну с цитаты специалиста по АБА (англ.АВА) терапии, каким не должен быть ваш поведенческий терапист. Это цитата от эксперта по аутизму  О.В.Доленко из ее недавней публикации о работе терапистов по лечению аутизма: «Стали  появляться  и специалисты  в области поведенческой  терапии, во всяком  случае, они так себя называют. Поскольку  запрос на экспертов в этой области возрос многократно, а поведенческих терапистов с практическим опытом работы пока еще единицы, возникла ситуация, при которой родители, узнав об эффективном методе помощи, готовы пойти на любые затраты в поисках специалиста для своего ребенка. Не вижу ничего несправедливого в том, что специалист, чьей профессиональной  подготовкой занималось  не государство, а он сам, предлагает свои услуги за определенную плату. 

Но при этом никто не отменял профессиональной  и моральной ответственности за свои действия. С тревогой наблюдаю, как постепенно начинает дискредитироваться  замечательный метод, когда 1-2-часовые  занятия  в неделю рекламируются  родителям  как  АВА-терапия, в то время как именно интенсивность  вмешательства является  основным условием его эффективности.  

Понятно, что не многие родители могут себе позволить собственного поведенческого тераписта,  но тогда они должны  знать  правду, и, возможно, степень  их  собственного участия  в процессе реабилитации  значительно  повысит эффективность.  

С огорчением наблюдаю за тем, какие метаморфозы происходят с некоторыми, безусловно, способными терапистами, которые почувствовали себя незаменимыми  и не допускают самых робких возражений  со стороны родителей, готовых на любые условия, лишь бы с их ребенком не бросили заниматься. 

А как насчет сотрудничества  и уважительного  отношения  к  мнению  родителей,  на чьи деньги, кстати, продолжается обучение некоторых новоявленных терапистов? Мне кажется, высокая квалификация специалиста – это, прежде всего, высокая культура и ответственность, когда он никогда не позволит себе опоздание, отмену занятия без серьезной причины, пренебрежительные реплики наподобие следующей: «Я – специалист, мне лучше знать, а вы не понимаете». 

Если вы прочитаете главу 36 этой книги, то будете понимать даже лучше, чем некоторые специалисты по лечению аутизма. А именно, что кроме методики АВА существуют и другие методики занятий с аутизмом. Например, Денверская  модель для детей раннего возраста, которая также эффективна, как дорогая методика АВА. А может даже и более эффективна, так как работа с ребенком по этой модели может начинаться с начала второго года жизни, а АВА - только с 3-4 лет. А непосредственно перед школой и в школьный период более эффективны другие методики.

А как проконтролировать занятия специалиста и убедиться что он вам подходит, вы можете прочитать в главе 38 этой книги.

С чем идти к специалисту по терапии (занятиям) при аутизме.

При первых встречах с терапистом желеательно предоставить ему список отклонений вашего ребенка, составленный вами в процессе прочтения предыдущих глав и результаты ваших попыток исправить эти отклонения, если они вами предпринимались.

Также желательно и самими понять и сообщить специалисту то что вы хотите конкретно получить в результате занятий в первую очередь. Список таких возможных пожеланий вы найдете в конце следующей главы 38.

Положительная реакция специалиста на вашу работу по составлению списка отклонений и на перечень ваших пожеланий покажет, что это тот специалист который вам нужен.  

А как самим заниматься с ребенком дополнительно к занятиям специалиста по поведенческой терапии или вообще самостоятельно - смотрите также в следующей главе 38.  Ведь даже при возможности оплаты 40 часов работы тераписта в неделю по методике АВА родители должны знать, как им самим в быту общаться со своим ребенком. 



У ребенка аутизм. Где, с кем и как заниматься.



Выбор методики занятий (терапии) для вашего ребенка с аутизмом по возрасту, цене и эффективности.

Comments


Gradient

Прием и лечение детей в областной детской больнице

Сумы, ул. Ковпака 22

 

Записаться на официальный прием к доктору Биттерлиху (пошагово):

1. Зайти по ссылке  .https://global.newmedicine.com.ua/patient/pub_auth

2. Взять электронное направление к детскому неврологу у своего семейного врача (или участкового педиатра)

3. В регистратуре поликлиники подтвердить свой приход и оформить (поднять) амбулаторную карту.

Личный прием без формальностей - см. рубрики "Прием" и "онлайн прием"

Приватный прием

взрослых и детей

Адрес и условия - см. в меню "Прием"

Записываться на прием у жены доктора Елены Митрофановны 

(0542) 627721, 0964702744, 0501851796

"Онлайн прием" - см. в меню

Приватный прием по поводу эпилепсии  и детей первого года жизни – звонить самому Леониду Ростиславовичу

095-229-61-15

097-466-56-80

bottom of page